Я не здесь. Я там, где ты...
О компромиссах


Что делать, если ни в важных вопросах, ни по мелочам мы не можем зачастую прийти к согласию? Возможно ли жить вместе, когда компромисс найти не удается даже в отвлеченных вещах? Может быть, мы слишком разные?



Знаете, это очень распространенная вещь.

Два человека спорят: у меня одно мнение, а у тебя - другое. И в нас, как бы, прищит голос эмбриона. Детское, младенческое в нас как бы хочет слиться с партнером, чтобы возникло «единое целое». Что, мол, хорошо бы сделать так, чтобы из двух разных мнений получилось одно одинаковое. Так выглядит воинствующий инфантилизм в действии. А детство, увы, кончилось. И такой компромисс – невротический, нездоровый. Он убивает оба мнения, и оба автора остаются не у дел. Вы как бы говорите: «Я закрою левый глаз, а ты - правый. Пусть оба мы будем косые, зато у нас согласие».
На психологическом языке в таком случае мы говорим о работе так называемого защитного механизма под названием «слияние». Когда взрослое в нас дезертирует, уступая поле боя детскому сознанию.

Слияние может быть двух видов: пассивное и активное. Пассивное слияние как бы говорит: "Я эмбрион. Конечно, ты прав. Ты большой, тебе видней". Активное же слияние – это нападение своим мнением на мнение оппонента с целью уничтожить его: "Я лучше знаю! И я буду тебя переубеждать, потому что мое мнение – правильное!». Для психолога почти любая попытка переубедить – тоже невротическое желание слияния.

А что делать? А ничего. Так и жить.
А в практических вопросах - договариваться. Договариваться, осознавая, что твое мнение - такое, а не другое. И что оно (мнение) - не изменилось. И если вы жертвуете чем-то - то делайте сознательно, понимая, что любая жертва - это некая плата за что-то конкретное, нужное вам же, а - не дань архаическому желанию слиться и стать единым целым с партнером. Тогда такая жертва - осознанный выбор, за который вы же несете ответственность. Если хотите – это и есть здоровый копромисс.

© Полина Гавердовская

@темы: отношения